Продолжение цикла « ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ» Георгий Константинович Жуков

Георгий Константинович Жуков в представлении подавляющего большинства нашего народа  герой под именем « маршал  Победы».

Это полностью соответствует классическому представлению о герое, хотя бы потому, что  он, так или иначе участвовал во всех поворотных событиях   Великой  войны  от первых месяцев растерянности и неудач до личного принятия безоговорочной капитуляции Германии и двух парадов Победы. Великая война, по праву названная отечественной, страшной косой смерти прошла по каждой семье, определив   основную  трагедию  нашего народа в прошлом веке и во многом предрешив будущую судьбу страны. Поэтому естественно, что,  как никому из героев,  в  новейшей истории человечества ему  были отданы несравненные почести, выразившиеся в почти сотне памятников и бюстов, установленных  в различных городах СССР, увековеченье его имени в названиях  неисчислимого количества  населенных пунктов, улиц, пароходов, организаций, наград и даже  на карте Вселенной. Не счесть киновоплощений и  книг, восхваляющих подвиги героя.

Для сравнения во всем мире  даже общепризнанному  гению,  не проигравшему ни одного сражения,  Александру Васильевичу  Суворову поставлено  чуть меньше тридцати памятников и бюстов, не говоря о других талантливых полководцах, сыгравших  ключевые роли в великих сражениях, определивших исторические судьбы народов.

Феномен?! Без сомнения, но чему обязано его происхождение кроме указанной актуальности?

Гениальному  дару полководца, не имеющему аналогов в современной истории? Вероятно, сравнивать надо, исходя из количества почестей с самим  А.В.Суворовым, полководческий гений которого ни одним исследователем не подвергается сомнению. Я не нашел в литературе прямых  сопоставлений деяний  Г.К. Жукова  и  великого  полководца, как впрочем, и с  трудами других  известных  военачальников.  Более того, его военные операции, хотя и широко изучаются, но хрестоматийными  не становятся. Наоборот всё сильнее разгораются  жаркие споры по поводу  наличия у него полководческого  таланта и оправданности тех или иных  стратегических и особенно тактических решений.

Одни осуждают миллионные людские жертвы, непродуманные лобовые атаки, потерю управления войсками  почти при всех возглавляемых им операциях, когда свои танки давили свою же пехоту, а зенитчики уничтожали собственные самолеты, которые в свою очередь бомбили даже наблюдательные пункты командиров. Так было  в сорок первом под Москвой, потом  во время Ржевско —  Вяземской операции, когда при огромном перевесе в технике и людях ( по танкам почти в 10 раз, по людям в 5раз)  он умудрился потерять  более семидесяти процентов  личного состава и наконец в завершающем Берлинском сражении.  Утверждают, что   наиболее успешные  военные операции разрабатывались  коллегиально и авторство  Жукова спорно.

Другие доказывают часто диаметрально противоположное, приводя не менее веские аргументы и оправдывая неудачи объективными обстоятельствами.  Справедливо  ссылаются на успехи при Холхин – Голе, победы в  Ельнинской , Висло- Одерской, Прокурово – Черновицкой операциях, во многом определивших победу над фашисткой Германией.

Пусть историки и военные стратеги спорят. Время рассудит. Нам важно то, что сам факт таких споров, длящихся  более  полувека,  свидетельствует  об отсутствии   бесспорного авторитета, за такое время неминуемо  появившегося бы у гения. Следовательно,  ответ на поставленный вопрос отрицательный.

Тогда причиной такого высокого уровня почитания может быть является  мудрость государственного деятеля и  политика? Тоже – нет. Все  попытки сделать  политическую карьеру потерпели полное фиаско, хотя амбиции в этом плане были чрезвычайно высоки. В результате последние десятилетия жизни прошли в изгнании. Судьбоносных свершений на государственном поприще история не отмечает.

История знает примеры возвеличивания  самопожертвования и кристальной  глубины души, присущих  лидерам  нации?  Только признанное им же факта присвоения трофейного имущества зачеркивает любые другие благородные поступки и лишает его права на столь высокое звание.  Точку в ответе на этот вопрос ставят Тоцкие учения, при которых по инициативе Жукова  над мирным населением и отборными  войсками  почти через десять лет после окончания  войны взорвали ядерный боеприпас. Жуков лично отдал приказ войскам пересечь  эпицентр взрыва. Последствия сегодня хорошо известны. Такие действия  никак не укладываются в элементарные  демократические представления и национальные интересы  России.

Остается один ответ. Феномен является продуктом политической системы, в которой  пантеон героев являлся обязательным атрибутом. Павлик Морозов, Чкалов, Стаханов, Матросов, молодогвардейцы, Лысенко и многие другие  олицетворяли соответствующие успехи строящегося социализма, пополняя пантеон героев. Эти  герои,  вышедшие, как и положено при социализме, из народа, неустанно демонстрировали умение любой ценой добиваться реализации задумок Вождя, становясь сначала воплощением советской мечты, а затем и идеологическим оружием.

Почему же Жуков в этом пантеоне занял самый высокий пьедестал, чуть было не сравнявшись с Вождем?

Жуков сумел превратить  основной принцип  Вождя  « любой ценой»  в повседневную практику. Сначала при участии в карательных операциях по подавлению восстаний крестьян на Тамбовщине, затем при подавлении Антоновского  переворота и, наконец, при Холхин-Голе. Конечно, все герои того времени старались демонстрировать тоже самое, но это так, как  Жукову  им не  удавалось. Чего только стоило творческое развитие Жуковым  знаменитого приказа  Вождя « Ни шагу назад» в  шифрограмме за № 4976  от 28 сентября 1941 года, где он в частности приказывал: « Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они тоже будут расстреляны».

Вождь понял, что он получил в лице Жукова не просто средневековое оружие, которым всегда являлись герои, а  первое в истории построения социализма оружие массового поражения.

В истории человечества мало кто отваживался применять оружие массового поражения, хотя это  понятие претерпевало изменения. Так в восемнадцатом веке царственные особы пытались запретить пулемет, долгое время считая его оружием массового поражения. Потом жажда наживы всё же пересилила и война в очередной раз получила свою добычу. Так было  и до сих пор  существует по отношению к химическому, бактериологическому и ядерному  оружию. Во всех этих случаях человеческое сообщество боялось самоуничтожения. Вождь задумывался  о  многих международных последствиях , но в своей вотчине  следовал своему основному принципу и не колебался, когда речь шла о завоеваниях социализма. Ради этой Цели он мог пойти на что угодно вплоть до самоуничтожения.  Так была устроена его фанатическая Политика, когда даже жизнь человека ничего не стоила  по сравнению с  главной Целью – построением социализма во всем мире.

Оправдано  такое поведение  или нет,  широко обсуждается без малого век. Для нашего анализа феномена Жукова, являющегося неким аналогом упомянутого пулемета, это несущественно. Важно лишь то, что Вождь применил такое оружие, а когда настало мирное время,  убрал его в арсенал на целых шесть лет. В 1952 году Вождь, оправившись от последствий войны, задумал новую войну  и опять извлек оружие, но смерть Вождя сделала его бесхозным.  Л.П. Берия, намереваясь стать новым Вождем, агрессивных планов не вынашивал, Цель видел несколько иную и поэтому большого значения оружию не предавал. Напрасно! Оружием умело воспользовался Н.С.Хрущев и с его помощью уничтожил конкурентов и стал новым  Вождем.  Последний раз он успешно применил оружие в 1956году для подавления восстания народов Венгрии, не желающих строить социализм. После этого, как ему казалось, навсегда спрятал оружие в дальний угол арсенала. Пришедшие после него Вожди трансформировали Цель настолько, что для её достижения  требовалось другое оружия  и арсеналы подверглись конверсии.  Старое оружие  часто вспоминали  в связи с историей Великой войны, победу в которой заслуженно прославляли как одно из величайших достижений советского народа, но сложившиеся представления о её героях менять не хотели. Так легенда об оружии  укоренилась в умах советских людей. Разрушение социализма казалось  уничтожит и оружие, но  пришедший в девяностых годах прошлого столетия  Вождь долго искал  свою главную Цель, а не найдя её, чтобы удержать власть опять извлечь  оружие.  У него ничего не вышло, но оружие вместо того, чтобы попасть в забвение получило вторую жизнь.

После этого у одних  появилась ностальгия по оружию, а другие стали во всем винить оружие, стараясь всеми способами доказать его вредоносность. Первые  хотели на его основе создать новое оружие, вторые — опасаясь известных последствий всячески отрицали эффективность оружия.  Большинство  пребывает до сих пор в сомнениях.

Давайте попробуем развеять эти сомнения.

Начнем с того, что любое оружие  не может быть в чём-то виновато. В этом ключе  современные всхлипывания  по поводу действий Г.К. Жукова представляются неразумными. Разве можно обижаться на пулемет, который, исправно работая, сеет смерть на поле брани.

Обсуждать надо действия пулеметчика и того, кто ставил ему боевую задачу. Эти люди всегда хорошо известны. Вожди это!

Так  еще раз зададимся вопросом: Герой ли  Г.К.Жуков?

Несмотря на сказанное, всё же герой. Причем герой, выделяющийся среди других героев, совершивших в соответствии с критериями своей эпохи те или иные подвиги. Не надо забывать, что критерии подвига постоянно меняются. Поэтому ошибочно оценивать действия  предков  с сегодняшних позиций. Задним умом все хороши. Важны лишь результаты. Глупо считать, что подвиг- это обязательно некая абсолютная и извечная польза.  Всё относительно и зависит от позиции оценивающего. Возьмите подвиги классических общепризнанных и, возможно, сказочных героев, например, Геракла. Где грань добра и зла в его действиях? Если мыслить сегодняшними категориями, то  его надо  судить  за воровство, издевательства над животными и  убийства. Смешно?   Тоже относится и к Асклепию, Полидевку, Локи, да и к героям типа Одессея.  Все они были войнами, то есть оружием в руках высших сил. В награду они получали бессмертие. А уж памятники им воздвигали даже в общественных банях. Конечно это давние истории, но разве не просматривается аналог увековечивания памяти маршала Жукова?

Разница лишь  в Вождях и обстоятельствах.

Другой вопрос. Не перебрали ли в почестях и справедливо ли забыты другие герои?

Такой анализ – удел потомков, то есть нас.  Мы в двадцатом веке   часто предавали забвению одних героев,  возвеличивали других, вспоминали третьих, а потом ранее  проклятых опять поднимали на пьедестал. Я считаю, что сносить памятники героям, переименовывать города и улицы, названные в их честь, и производить другие действия, направленные на забвение,  не надо. В конце концов они неотъемлемая часть истории, стереть страницы которой ещё никому не удавалось, хотя каждый Вождь пытается в своих интересах это сделать. Однако Вожди  уходят и приходят, а вместе с ними возвращаются и исчезают листы истории. Именно за счёт этого  и плетётся,  иногда очень долго, сеть реальной истории. Ведь шило в мешке не утаишь.

Полагаю,  отдать дань забытым и несправедливо оболганным необходимо.  Иначе может произойти непоправимая трансформация сознания, когда мы перестанем различать добро и зло.

Будем помнить, что всех нас ждет суд собственной совести  и суд Божий.  А там учитываются не столько поступки сколько намерения, которые, к сожалению, не всегда видны в реальной жизни.  А вот какую награду выбрать земную, часто получаемую за поступки, противоречащие абсолютным  Божественным критериям, или  Божественную  каждый должен решить для себя сам.

Георгий Константинович Жуков выбрал земную.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий